Введение Каким был задуман человек, как вел бы он себя, как относился бы к себе подобным, к своему делу, как понимал бы окружающий мир, если бы обладал наилучшими психическими чертами? Такие вопросы тревожили всю жизнь американского психолога Аб-рахама Маслоу (1908 -1970 гг.), когда он обнаружил, что традиционная психология и психоанализ Зигмунда Фрейда, имевшие дело с патологией, ничем тут помочь не могут. В 1943 году он опубликовал рубежную статью Теория человеческой мотивации, с которой началась новая гумани-стическая психология. С точки зрения гуманистической психологии, люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды. Сторонниками гуманистических взглядов, рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выби-рать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и по-ложения, характерные для гуманистического направления. Всю свою психологическую работу Маслоу связывает с проблемати-кой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоя-нию. Он внес значительный теоретический и практический вклад в созда-ние альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся «объяс-нить до уничтожения» творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. Его работы - в большей степени собрание мыслей, точек зрения и гипотез, не-жели развитая теоретическая система. 1. Краткая биография Абрахам Гарольд Маслоу родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 го-ду. Он был сыном необразованных родителей, из еврейской семьи, эмиг-рировавшей из России. Его отец был далеко не идеальным семьянином, точнее говоря — пьяницей и бабником. Он надолго исчезал из дома, так что его положительное влияние на детей определялось главным образом его отсутствием. Отношения Абрахама с матерью складывались скверно и были окрашены взаимной неприязнью. Миссис Маслоу была вздорной особой и жестоко наказывала детей за малейшую провинность. В памяти мальчика на всю жизнь отпечаталась сцена: мать разбивает о стену головы двум кошкам, которых сын принес с улицы. Он ничего не забыл и не простил. Когда мать умерла, Маслоу даже не явился на ее похороны. В его записках можно найти такие слова: «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать)». Важно отметить, что Абрахам был совсем не красавцем. Щуплое телосло-жение и огромный нос делали его отталкивающе-комичным. Он настолько тяжело переживал недостатки своей внешности, что даже избегал ездить в метро, подолгу дожидаясь пустого вагона, где мог бы никому не попадать-ся на глаза. Можно даже сказать, что в детстве и юности он терзался тяже-лейшим комплексом неполноценности в связи со своей внешностью. В возрасте 18 лет Абрахам Маслоу поступил в Нью-Йоркский Сити-Колледж. Отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, однако юридическая карьера юношу абсолютно не привлекала. Когда отец спросил, чем же он все-таки намерен заниматься, Абрахам ответил, что хотел бы «изучать все». В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где за-кончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 году и доктора в 1934 году. Докторская диссертация Маслоу была посвящена исследова-нию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян. Незадолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гуд-ман, своей школьной возлюбленной. Брак с Бертой и учеба в Висконсине были очень важными событиями в жизни Маслоу. Однажды он сказал: «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин». Во время второй мировой войны, когда Маслоу увидел, как мало значит психология в решении основных мировых проблем, его интересы сместились от экспериментальной психологии к социальной психологии и психологии личности. Во время продолжительной болезни Маслоу оказался втянутым в де-ла семейного бизнеса, и его опыт применения психологии выразился в «Эупсихическом менеджменте» - собрании мыслей и статей, связанных с менеджментом и индустриальной психологией, написанных в течение ле-та, когда работал наблюдателем на маленьком предприятии в Калифор-нии. В 1951 году Маслоу перешел в только что организованный Брендан-ский университет, приняв пост председателя психологического отделения; он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1967-1968 годах он был президентом Американской Психо-логической Ассоциации, в 1968- 1970 годах - Членом совета Лафлиновско-го благотворительного фонда в Калифорнии. Этот не академический пост давал ему полную свободу в удовлетворении его интереса к философии демократической политики, экономики и этики. В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа, явившегося результатом хронического сердечного заболевания. В течение последних 10 лет его жизни были написаны работы: - «По направлению к психологии бытия». - «Религии, ценности и вершинные переживания». - «Эупсихея: дневник». - Психология науки: рекогносцировка». - «Мотивация и личность». - «Новые измерения человеческой природы». Том, составленный при участии его жены и названный «Памяти Аб-рахама Маслоу» был опубликован посмертно в 1972 году. 2. Гуманизация психологии и стремление к самоактуализации Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая от-вергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в кон-це концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого направ-ления - это концепция становления. Человек никогда на бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Этому свидетельствует на-глядный пример становления мужчины из мальчика. Но это не является становлением биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий становление, отрицает сам рост, отри-цает, что в нем заложены все возможности полноценного человеческого существования. Но, несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гума-нистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок. Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или «здесь и сейчас». В основе этого направления лежит реальность субъ-ективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании че-ловека. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторич-ными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному зна-чению для того, кто его переживает. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредотачива-лись на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пыта-лись понять, а именно человека в целом. Для Маслоу человеческий орга-низм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Основное место в его концепции занимает вопрос о мотивации. Мас-лоу говорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это де-лает их жизнь значительной и осмысленной. Он описывал человека, как «желающее существо», который редко достигает состояния полного удов-летворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно сущест-вует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворе-на, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие че-ловека. Маслоу предположил, что все потребности врожденные и предста-вил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в по-рядке их очередности: В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребно-сти, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек сможет осознать наличие и быть мотивированным по-требностями, расположенными вверху, т.е. удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребно-стей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерар-хии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психиче-ское здоровье он продемонстрирует. Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по прин-ципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одно-временно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребно-стей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так: - физиологические - 85%, - безопасность и защита - 70%, - любовь и принадлежность - 50%, - самоуважение - 40%, - самоактуализация - 10%. Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены. Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более под-робно: Физиологические потребности непосредственно касаются биологи-ческого выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетво-рить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие по-требности исчезают или отходят на задний план. Потребности безопасности и защиты. Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и поряд-ке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинте-ресованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной ра-боты со стабильным высоким заработком, создание сберегательных сче-тов, приобретение страховки можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности. Другое проявление потребности в безопасности и защите можно ви-деть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельст-вами - такими, как война, наводнение, землетрясение, восстание, общест-венные беспорядки и т.д. Потребности принадлежности и любви. На этом уровне люди стре-мятся установить отношения привязанности с другими в своей семье или в группе. Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей незави-симости и самостоятельности, тянуться к участию в религиозных, музы-кальных, спортивных и других сплоченных группах. Молодые люди испы-тывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть не-обычных переживаний с лицом противоположного пола. Маслоу определил два вида любви у взрослых: дефицитарная или Д-любовь, и бытийная или Б-любовь. Первая основана на дефицитарной по-требности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Эта лю-бовь, по мнению Маслоу, дает возможность человеку расти. Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми дос-таточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, от-крывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нуж-но знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и тре-бованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в се-бя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. Здесь человеку необходимо знать, что то, что он делает, призна-ется и оценивается. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходи-мы. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают макси-мального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается. Потребности самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоак-туализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования сво-их талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализиро-ваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достигнув вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенство-вания. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым, уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу на-звал комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха, который ме-шает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию, нежела-нием человека реализовать свои природные способности. Подобно тому, как библейский Иона пытался уклониться от ответственной роли пророка, многие люди также избегают ответственности, опасаясь в полной мере ис-пользовать свой потенциал. Они предпочитают ставить перед собой мел-кие, незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Такой «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, полнокровная жизнь многим пред-ставляется невыносимо трудной. Так же тормозное влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Дети воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. В 50-е и особенно в 60-е годы, в эпоху радикальной переоценки мно-гих ценностей, теория Маслоу снискала немалую популярность и призна-ние. Хотя даже тогда в научных кругах продолжали раздаваться упреки в ее адрес. С научной, точнее — с естественно-научной точки зрения, позиция Маслоу весьма уязвима для критики. Самые важные его теоретические су-ждения явились результатом житейских наблюдений и размышлений, ни-как не подкрепленных экспериментально. В работах Маслоу под словом subjects подразумеваются отнюдь не испытуемые, а просто люди, попав-шие в поле зрения автора и привлекшие его внимание; при этом никаких статистических выкладок автор не приводит, напротив — постоянно опе-рирует расплывчатыми формулами «вероятно», «наверное», «судя по все-му»... Впрочем, сам Маслоу, похоже, отдавал себе в этом отчет и подчер-кивал, что считает свой подход не альтернативой механистическому, есте-ственно-научному подходу, а дополнением к нему. В своих поздних работах «К психологии бытия» (1962 год) и «Дальние пределы человеческой природы» (опубликована посмертно в 1971 году) Маслоу существенно модифицировал свою концепцию мотивации и лич-ности, фактически отказавшись от той многоступенчатой пирамиды по-требностей. Все человеческие потребности он подразделил на низшие, «дефици-тарные», продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие и рост, а следователь-но — ненасыщаемые. Впрочем, и эти работы сам автор рассматривал как предварительные, надеясь, что в будущем они получат какое-то подтвер-ждение. Заключение В заключении необходимо отметить, что гуманистическая психоло-гия представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Основная концепция этого направления - это концепция становления. Человек никогда на бывает ста-тичен, он всегда находится в процессе становления. Но, несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок. Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или «здесь и сейчас». В основе этого направления лежит реальность субъ-ективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании че-ловека. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое це-лое, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Он описывал человека, как «желающее существо», который редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности. В 50-е и особенно в 60-е годы, в эпоху радикальной переоценки мно-гих ценностей, теория Маслоу снискала немалую популярность и призна-ние. Хотя даже тогда в научных кругах продолжали раздаваться упреки в ее адрес. Тридцать лет назад Абрахам Маслоу написал: Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь. Список литературы 1. Л.Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности»; 2. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей «Теории личности»; 3. Интернет-ресурсы: http://www.encyklopedia.narod.ru/bios/nauka /maslow/maslow.html.
|