Воскресенье, 19.05.2024
Знаменитые экономисты
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Peter Drucker
Биография Питера Дракера


День 11 ноября 2005 года для всех практиков и исследователей менеджмента останется грустной датой в истории их профессии. В этот день на 96-м году жизни в своем доме в г. Клермонте (штат Калифорния) скончался Питер Дракер (Peter Drucker). Он был крупнейшим мыслителем нашего времени, сформулировавшим важнейшие концепции и предложившим решения основных проблем менеджмента во второй половине ХХ века и во многом предугадавшим его дальнейшую эволюцию.
Научные интересы Дракера охватывали весь спектр вопросов менеджмента: от этики бизнеса до управления технологическими инновациями, от вопросов менеджмента в экономической теории до управления знаниями. Никто не мог сравниться с ним в глубине понимания природы менеджмента, а также предназначения и задач профессиональных менеджеров в современном бизнесе и обществе в целом. Оригинальные трактовки Дракером этих проблем были представлены в 16 книгах по менеджменту (быстро становившихся классикой) и в более чем 30 статьях в Harvard Business Review. Кроме того, Дракер написал 18 книг по вопросам развития современного общества, экономической теории и политики, а также 2 автобиографических произведения, 2 романа и книгу по живописи. Эти 39 книг и множество журнальных статей, как и другие публикации Дракера (например, с 1975 по 1995 г. он вел колонку в Wall Street Journal), всегда отличались ясностью мысли и доступным стилем изложения. Масштаб и многообразие вклада Дракера в современную управленческую мысль во многом объясняются его необычной биографией и присущим только ему толкованием проблем менеджмента в контексте эволюции капиталистического общества.
Питер Фердинанд Дракер родился в Вене 19 ноября 1909 г. Его отец был юристом и видным представителем либеральной интеллигенции Австро-Венгрии начала ХХ века, в круг друзей и знакомых отца входили выдающийся экономист Йозеф Шумпетер и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Эта интеллектуальная европейская среда сыграла большую роль в формировании образа мышления молодого Питера Дракера, в частности, предопределила его острый интерес к историческим и социальным аспектам бизнеса. Докторскую степень в области гражданского и международного права Дракер получил в 1931 г. в Германии и там же начал заниматься журналистикой. Он трудился в крупнейшей газете Франкфурта под руководством Эрика Домбровского, который научил его работать над собственными текстами, формулируя ключевые вопросы и акцентируя внимание на главном. Позднее Дракер с успехом применит принципы, усвоенные от Домбровского, в своей консультационной практике. Однако независимость мышления Дракера вскоре привела его к столкновению с властями. Опубликованное им эссе о творчестве консервативного немецкого философа Ф.Ю.Шталя вызвало ярость нацистского руководства, и было сожжено. После этого инцидента (1932 г.) Дракер перебрался в Лондон, где работал в банке, занимаясь инвестиционной деятельностью. В этой роли он был вполне успешен, но, как позднее вспоминал, в какой то момент он почувствовал, что работа финансового брокера не доставляет ему удовольствия, поскольку не соответствует его системе ценностей. Поэтому в 1937 г., сразу после женитьбы на Дорис Шмитц, Дракер переезжает в США, где работает в качестве корреспондента ряда британских газет. Параллельно он начинает научно-литературную деятельность: вскоре вышли его первые книги — «Конец экономического человека» (1939 г.) и «Будущее индустриального человека» (1942 г.), в которых он зарекомендовал себя как неортодоксальный и независимый аналитик политических и экономических процессов. Во второй книге Дракер заявил, что многие из социальных функций, традиционно выполнявшихся обществом и семьей, в ХХ веке перешли к организациям, где люди работают. Эти идеи заинтересовали руководителей компании General Motors, и Дракера пригласили исследовать структуру высшего менеджмента этой компании и принципов его функционирования. Одним из результатов данной работы была первая книга Дракера по менеджменту — «Концепция корпорации» (1946 г.), ставшая прологом к будущей всемирной славе «отца современного менеджмента». В крупных корпорациях (General Motors, Sears & Roebuck, General Electric и др.), для которых Дракер выполнял консалтинговые проекты, он наблюдал повсеместное отсутствие комплексных представлений о содержании, функциях и основных проблемах работы управляющего. Потребность в них остро ощущалась послевоенным поколением американских менеджеров, которые начали осознавать, что управление означает не просто занятие административного поста, а предполагает выполнение специфической работы и принятие на себя особой ответственности. Именно для таких руководителей Дракер написал книгу «Практика менеджмента» (1954 г.), поставившую его в один ряд с классиками науки управления организациями - Ф. У. Тейлором и А. Файолем. Эта и последующие книги Дракера (особенно фундаментальный труд 1974 г. «Менеджмент: задачи, обязанности, практики») сыграли центральную роль в формировании системных представлений об управлении компаниями в условиях рыночной экономики второй половины ХХ века.
Среди разработанных Дракером в 1950–1960-е гг. новаторских идей и концепций следует прежде всего назвать:
1) понимание центральной проблемы управления фирмой как проблемы выяснения того, в чем состоит ее бизнес;
2) разграничение между тактическими и стратегическими решениями, где под последними он понимал все решения о целях бизнеса и средствах их достижения;
3) концепция управления по целям (Management by Objectives — MBO);
4) концепция децентрализации внутрифирменного управления;
5) многоаспектная трактовка измерений и целей фирмы — как бизнеса (экономическое измерение), как социального института, интегрированного в общество и потому подверженного воздействию общественных интересов (социальное измерение), и как «гуманитарной организации» (человеческое измерение).
Данные суждения были пионерными не только для внутреннего управления крупными корпорациями, но и в отношении совершенно новых для того времени вопросов зависимости их успеха от интенсивности взаимодействия с внешней средой. В 1950-е гг. Дракер первым предложил считать главной целью фирмы создание и удовлетворение потребностей клиентов (исходный тезис теории маркетинга), и он же поставил вопрос о важности «социальной ответственности бизнеса». И если тогда идеи о социальной роли бизнеса представлялись лишь элементом теории, то пятьдесят лет спустя проблема социальной ответственности бизнеса, увязанная с проблемой устойчивого развития (sustainable growth) корпораций, оказалась в центре внимания не только исследователей, но и практиков: в ведущих западных школах обсуждается вопрос об обязательном включении в учебные планы программ МВА курса «Социальная ответственность бизнеса».
В последние 30 лет Дракер сконцентрировался на проблемах управления инновациями и управления изменениями, значение которых для конкурентоспособных компаний постоянно возрастает. В книге «Инновации и предпринимательство» (1985 г.) ученый сделал вывод о завершении эпохи «революции управляющих» и переходе к «предпринимательской экономике». Главным действующим лицом в современной экономике, утверждал он, стал предприниматель, качества которого необходимы теперь любому эффективному менеджеру. Одним из важнейших аспектов этих новых требований к успешным менеджерам стало их умение адаптировать «теорию бизнеса» (знаменитый термин Дракера) своей компании к кардинальным изменениям внешней среды, которые приняли в наше время перманентный характер.
Суждения Дракера всегда отличались не только оригинальностью, но и прогностической точностью. Он был среди первых мыслителей (таких как Д. Белл, Е. Масуда, О. Тоффлер), которые во второй половине ХХ века начали исследовать феномен превращения знаний в главную производительную силу. Последовательный анализ этого процесса привел Дракера уже в работах 1970-х гг. к идее трансформации современного общества в направлении к посткапиталистическому, которое не будет ни капиталистическим, ни социалистическим, а может быть определено как «общество знания». Именно Дракер ввел термин «интеллектуальные работники» (или «работники знания», knowledge workers) — им он описывал качественно новый тип работников, образующих лидирующую социальную группу в «обществе знания». Дракер уделял большое внимание осмыслению необходимых перемен в концепциях и инструментарии менеджмента в условиях возрастания роли интеллектуальных работников и усиления других новых социально-экономических процессов (глобализации, информационной революции, перемен в демографической структуре общества и др.). Важным примером подхода Дракера в этой области может служить одна из последних его работ «They’re not employees, they’re people» («Они — не наемные работники, они - люди»). Магистральным тенденциям современного развития теории и практики менеджмента была посвящена и последняя книга Дракера «Задачи менеджмента в XXI веке» (1999 г.). Хотя уже само ее название несет определенный оттенок футурологии, к высказанным в ней идеям стоит отнестись вполне прагматично: история развития менеджмента не раз демонстрировала, как даже казавшиеся поначалу чересчур смелыми предсказания этого ученого вскоре становились реальностью. Одно из таких предсказаний, сформулированное в статье в Harvard Business Review (1992 г.), состояло в том, что в современном «обществе знания» будет меняться характер взаимодействия индивидуума и организации. Если в индустриальном обществе организация значила для человека больше, чем человек для организации, то в обществе знания ситуация выглядит обратной. Иными словами, Дракер фактически предсказал неизбежность «войны за таланты», которую спустя пять лет описали исследователи из компании McKinsey.
Дракер внес выдающийся вклад в формирование философских основ современной теории менеджмента и при этом никогда не был «книжным ученым», он стремился к всемерному развитию эмпирического и ситуационного подходов. Всю свою карьеру он был тесно связан — как университетский профессор и консультант — с менеджерами-практиками. Более 50 лет Дракер преподавал в бизнес-школах — с 1950 по 1971 г. в Высшей школе бизнеса Нью-Йоркского университета, затем в Высшей школе менеджмента Университета г. Клермонта, которая в 1987 г. была названа в его честь. Все эти годы Дракер активно работал как консультант, специализировавшийся на вопросах стратегий, с корпорациями и некоммерческими организациями. Среди его клиентов были не только многие крупнейшие корпорации мира, но и малые предпринимательские фирмы, а также университеты и больницы. Он также консультировал правительства США, Канады и Японии.
В заключение следует сказать, что книги Дракера переведены более чем на 20 языков, он является одним из самых цитируемых авторов, когда-либо писавших о менеджменте. Заслуги Дракера как ученого и преподавателя отмечены почти двумя десятками званий почетного доктора университетов США, Бельгии, Чехии, Великобритании, Японии, Испании и Швейцарии.
Категория: Мои статьи | Добавил: caffe1ne (06.12.2009)
Просмотров: 3880 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz